8 (812) 498-17-59
197136, г.Санкт-Петербург, улица Плуталова, дом 24, литер А
5 декабря 2017 года школе исполнилось 160 лет!
Школа - победитель приоритетного национального проекта "Образование"

Страничка психолога

Педагог-психолог Павлова Светлана Викторовна

Приём осуществляется по предварительной записи в кабинете № 10 (1 этаж)

Записаться можно по телефону: 232-69-59

 

Часы работы  педагога-психолога

Понедельник

Четверг

9/00 – 17.00

9.00 – 18.00

 

Калашникова Елена Леонидовна

время работы в ГБОУ СОШ № 47: понедельник, четверг с 9.00 до 18.00 ч.

консультации специалиста: понедельник, четверг с 9.30-11.30 и с 16.00-18.00 по предварительной записи в каб. 10 (воспитательная служба школы) или по телефонам: 232-69-59, 233-66-03, e-mail: elenakalashnikowa2017@yandex.ru

 

Цель работы: психологическое сопровождение образовательного процесса в ОУ.

Основные направления работы:

· психологическая профилактика и просвещение – развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей;

· диагностика – выявление психологических особенностей, способностей и характеристик обучающихся, проблем и потенциальных возможностей детей и подростков;

· коррекционно-развивающая работа – создание условий для развития недостающих функций и способностей детей в образовательном процес-се;

· консультирование – оказание информативной, поддерживающей и направляющей помощи обучающимся, родителям и педагогам.

За два месяца работы педагог-психолог провела на базе ГБОУ СОШ № 47 ди-агностику готовности детей к обучению в школе и диагностику пятиклассни-ков (в рамках ФГОС), родительские собрания на темы: адаптация первоклас-сников к школе, адаптация пятиклассников к процессу обучения при пере-ходе в среднее звено, подростковый кризис и проявления компьютерной за-висимости у подростков; подготовка к экзаменам. С материалами по данным темам можно ознакомиться по ссылкам…

В настоящее время педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия в классах начальной школы, а также тренинговые занятия по адап-тации и общению в 5-6 классах.

 

 

Адаптация первоклассников

Когда ребенок идет в школу, в его жизни изменяется очень многое: это и режим дня (ведь в детском саду он мог спать и отдыхать от занятий, а при посещении школы, особенно если ребенок остается на группу продленного дня, он лишен такой возможности), и окружение (новые дети, новые отноше-ния) и взаимоотношения с педагогом (с воспитателем были, чаще всего, бо-лее близкие и теплые отношения, а с учителем необходимо держать дистан-цию). Кроме этого, ребенок примерно в 7 лет переживает психологический кризис, который ознаменует начало внутренней психологической жизни.

При подготовке ребенка к школе очень часто родители уделяют внима-ние развитию интеллектуальных функций, а именно: учат ребенка чтению, счету, письму. Но психологические исследования указывают на то, что го-товность к обучению в школе или, как ее еще называют, школьная зрелость состоит из нескольких составляющих: интеллектуальная готовность, эмоцио-нально-волевая готовность, мотивационная и социальная. Если с первой со-ставляющей всё более менее понятно, то остальные компоненты часто упус-каются из вида родителями или им придается меньшая значимость. А ведь именно недостаточная эмоциональная регуляция или несформировавшийся учебный мотив мешают ребенку успешно стартовать в учебном процессе. Кроме того, есть дети, которые либо не посещали детский сад или с трудом адаптировались к детскому саду в свое время. Это тоже группа риска по адаптации к обучению в школе.

Вне зависимости своих стартовых возможностей все дети переживают процесс привыкания к изменившимся условиям. Различают 4 степени тя-жести прохождения адаптационного процесса:

Ø легкая адаптация (7-10 дней);

Ø средняя (20-40 дней);

Ø тяжелая (от 2 до 6 месяцев);

Ø очень тяжелая (больше 6 месяцев).

 

По данным М. М. Безруких можно условно выделить три группы детей:

· дети, которые адаптируются к школе в течение двух месяцев обучения (50-60%),

· дети с более длительным периодом адаптации (25-35%),

· дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со зна-чительными трудностями (12-18%); они, чаще всего, не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций.

Основными критериями успешной адаптации считают внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) ребенка и внешнюю адек-ватность его поведения.

Признаки поведения ребенка, которые свидетельствуют о тяжелой адаптации и должны насторожить родителей:

· повышение уровня тревожности, сниженный фон настроения, появле-ние новых страхов (страха школы, неуспеха, плохой оценки. отрица-тельного отношения одноклассников и т.д.);

· ослабление функций внимания;

· эмоциональная неустойчивость (обидчивость, плаксивость и пр.);

· нежелание идти в школу;

· нарушения сна;

· двигательное беспокойство;

· невротические проявления (тики, энурез, «писчий спазм»);

· психосоматические проявления (жалобы на боли в животе, голове и т.д.).

Если у ребенка отмечаются вышеуказанные проявления, то родителям необходимо обратиться на консультацию к психологу. Специалист помо-жет выявить настоящую причину поведения ребенка и порекомендует внести необходимые изменения в поведение родителей или внешние условия. В отдельных случаях может быть порекомендована психологиче-ская коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка.

Напоследок, несколько рекомендаций родителям первоклассников:

Ø проявляйте внимание к нуждам ребенка и психологическую поддержку в течение всего адаптационного периода;

Ø поддерживайте грамотный режим дня, планирование внеучебной нагрузки (в течение первого года обучения будет лучше её снизить);

Ø не сравнивайте своего ребенка с другими;

Ø будьте сдержанными в проявлении негативных чувств по отношению к школьным ситуациям, терпеливы;

Ø при подготовке домашних заданий сочетайте учебное время и полно-ценный отдых (смена деятельности через каждые 15-20 минут);

Ø давайте ребенку право на ошибку.

 

Педагог-психолог Е.Л.Калашникова

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация пятиклассников

При переходе детей из начальной школы в среднюю изменяется не-сколько внешних факторов обучения: увеличивается учебная нагрузка, дети начинают ходить по кабинетам и обучаться у многих учителей, отношения с учителями складываются по-разному, могут возникать проблемы. В боль-шинстве учебных заведений в среднем звене наблюдается так называемый, обезличенный подход к ученикам. Педагоги не могут, чаще всего, ориенти-роваться на индивидуальные особенности детей, больше уделяют внимание преподаванию своего предмета. Каждый из учителей делает акцент на важ-ности именно его предмета. Из-за изменившихся условий дети могут испы-тывать большую перегрузку информацией, а также стресс из-за разного стиля преподавания учителей. Кроме этого, пятиклассники оказываются в парадок-сальной для себя ситуации, когда из самых старших в начальной школе, они становятся самыми маленькими в средней.

11-12 лет - это период конца детства, или младший подростковый воз-раст. Некоторые особенности данного периода:

· развивается умение мыслить логически, любовь к теоретическим рас-суждениям;

· проявляется склонность к экспериментированию;

· возникают трудности в отношении с взрослыми (негативизм, упрям-ство);

· поиск друга среди сверстников, ведение дневника;

· ведущая деятельность – это общение, велика потребность в достойном положении в классе;

· младший подростковый возраст – это начало физического созревания (рост организма происходит неравномерно, созревание диспропорцио-нально, в связи с этим растет утомляемость, могут возникать различ-ные эмоциональные срывы),

· присущ повышенный интерес к своей внешности, преувеличение фи-зических недостатков.

 

Психологи описывают начало подросткового периода, используя поня-тие подросткового комплекса. Подростковый комплекс проявляется в возрасте 11-12 лет следующими чертами:

· чувствительностью к оценке посторонними своей внешности, способ-ностей и пр.;

· крайняя самонадеянностью и безаппеляционностью суждений об окружающих;

· противоречивыми чертами в поведении (застенчивость и развязность; внимательность и черствость; борьба с авторитетами и «обожествление» кумиров).

Учитывая внешние и внутренние факторы, можно говорить о пережива-нии пятиклассниками нового (не менее сложного, чем в первом классе) пе-

риода адаптации. Дети как будто впервые привыкают к школьной жизни. По-этому психологи говорят о том, что адаптация в пятом классе протекает по такому же сценарию, с такими же физиологическими и психологическими изменениями, как и в первом.

Родителям следует более внимательно относиться к своему ребенку в этот период. Некоторые признаки в поведении, которые могут свидетель-ствовать о том, что адаптационный период протекает не совсем гладко: в по-ведении появилась тревожность или, наоборот, подчеркнутая развязность;

снизилась работоспособность, ребенок стал быстро уставать; ухудшилась успеваемость. В редких случаях могут отмечаться нарушения сна, аппетита, психосоматические нарушения. Это свидетельствует о том, что организм не может перестроиться на новый режим, адаптация происходит тяжело, ребен-ку в таких случаях может понадобиться психологическая и медицинская поддержка.

Так называемый «обезличенный подход», о котором говорилось выше, может некоторых детей «выбить из колеи». Но родители, жалующиеся на тот факт, что их детям стали меньше уделять внимание, чем в начальном звене, недооценивают важность умения приспособиться к более взрослому стилю общения, к большей ответственности за свои поступки, которые формируют-ся в процессе такого подхода. Ведь во взрослой жизни, очень редко судьба преподносит индивидуальный (особенный) подход к кому-либо. Пятикласс-ник уже попадает во взрослый мир взаимоотношений. Родители могут умело использовать этот аргумент, когда будут обсуждать со своими детьми возни-кающие трудности перехода в новые взаимоотношения.

Напоследок, можно дать некоторые рекомендации родителям пятиклас-сников:

· сохранять доверительные отношения с подростком;

· не сравнивать своих детей с собой или с другими;

· поощрять самостоятельность;

· прислушиваться к мнению подростка, корректно интересоваться его жизнью;

· придерживаться единых требований взрослых к подростку

· родителям желательно излишне не фиксироваться на оценках ребен-ка;

· оказывать в первое время помощь при выполнении домашних заданий (но не делать за ребенка!)

Удачи вам и вашему ребенку при прохождении очередного адаптаци-онного периода. Помните, пятый класс закончится, а отношения с ре-бенком останутся навсегда!

Педагог-психолог Е.Л.Калашникова

 

 

 

 

Памятки родителям (при подготовке детей к экзаменам)

· Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совер-шенным измерением его возможностей

· Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов. Ребенку все-гда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу воз-растных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «со-рваться»

· Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал

· Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Очень полез-но делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом

· Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ре-бёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов

· Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориен-тироваться во времени и уметь его распределять

· Подбадривайте детей, хвалите их за то , что они делают хорошо

· Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок

· Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок

· Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга

· Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться

· Не критикуете ребёнка после экзамена

· Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка и и обеспечить ему подходящие условия для занятий

 

 

 

 

 

 

Правила подготовки к экзаменам (родителям и детям)

 

1. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.

2. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее зна-комого, забытого.

3. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вече-ром).

4. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше

запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

5. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:

тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);

тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответствен-ность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не пере-утомляться; флегматику – самоконтроль времени).

6. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или напи-сать кратко в виде тезисов, развернутого плана.

7. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно ис-пользовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.

8. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.

9. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вести себя до и в момент экзамена

 

Перед экзаменом обязательно надо хорошо выспаться.

Идти отвечать в первых рядах. Чем дольше ребенок находится в окру-жении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

Привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями.

Смело входить в класс с уверенностью, что все получится.

Выполнить дыхательные упражнения для снятия напряжения:

Ø Сесть удобно.

Ø Глубокий вдох через нос 4-6 сек.

Ø Задержка дыхания 2-3 сек.

Слушать внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не зада-вать лишних вопросов об оформлении тестирования. Ребенку все объ-яснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.

Постараться сосредоточиться и забыть об окружающих. Должны суще-ствовать только часы, регламентирующие время выполнения теста.

Перечитать вопрос дважды, прежде, чем писать, убедиться, что все правильно понял, что требуется.

Пропускать трудные или непонятные задания. В тесте есть задания, с которыми ребенок справится.

Думать только о текущем задании. Забыть о неудаче в прошлом зада-нии.

Исключать! Многие задания можно быстрее решить, если исключать неправильные варианты.

Запланировать 2 круга: - 2/3 времени на более легкие задания, - 1/3 времени на трудные задания.

Угадывать! Если ребенок может предпочесть один ответ другому ин-туитивно, доверять своей интуиции.

Не огорчаться! На практике выполнить все задания нереально! Количе-ства выполненных заданий может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы. Не торопиться, читать задание до конца.

Просмотреть все вопросы и начать с тех, в ответах на которые ребенок не сомневается. Начать ответ с легкого.

Когда приступаешь к новому заданию, забыть все, что было в преды-дущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

Действовать методом исключения! Последовательно исключать те от-веты, которые явно не подходят.

Оставить время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.